- Как строить диалог с китайским продавцом?
Китайцы, как правило, неплохо общаются на английском, в переписке по электронной почте, также в мессенджере Skype они смогут ответить на все ваши вопросы по поводу качественных, количественных характеристик товара, отправки образцов, стоимости.
- Как заключить контракт на поставку товара с китайским продавцом и на какие детали следует обратить особое внимание при заключении?
По вашей просьбе китайский продавец отправит Вам типовой образец контракта на поставку товара, который он заключает с российскими компаниями. После заключения контракта Вы в обязательном порядке должны обменяться оригиналами.
В контракте Вы должны обратить внимание на несколько важных пунктов, которые он должен содержать в себе:
- Язык контракта. Контракт должен быть составлен на языках официального делопроизводства – на китайском и русском.
- Полномочия лица, подписывающего контракт. Только законный представитель китайской компании имеет право подписи и право представлять компанию без доверенности и совершать от ее имени определенные действия. Согласно статье 13 Закона КНР «О компаниях» законным представителем может быть председатель совета директоров (при наличии совета директоров), исполнительный директор (при отсутствии совета директоров) или управляющий (генеральный директор или директор компании).
- Печать китайской компании. Для того чтобы контракт стал юридически обязательным для китайской компании, необходимо, чтобы на каждой его странице была проставлена круглая красная печать со звездочкой в центре или аналогичная по форме печать для договоров с наименованием китайской компании.
- Условия поставки товара. В контракте должны быть прописаны условия поставки товара, которые определяются Incoterms 2010, см. пункт 3. Например, если условия поставки товара FOB, то продавец должен будет прописать с какого порта осуществляется отгрузка, выглядит это так: FOB Ningbo, FOB Yantian, FOB Shanghai. Ecли условия поставки CFR, то после аббревиатуры указывается порт выгрузки в России, например CFR Saint-Petersburg, CFR Vladivostok.
Если ваш брокер просит, чтобы контейнер пришёл на определённый терминал порта, например в Санкт-Петербурге их несколько – «Первый контейнерный терминал» (аббревиатура FСT – first container terminal), «Петролеспорт» (аббревиатура PLP), Таможенный пост «Гавань» (аббревиатура CTSP), то эту информацию в обязательном порядке необходимо донести до отправителя груза.
- Условия оплаты товара. Если вы только начинаете работать с данным продавцом, то вероятнее всего он попросит оплатить Вас 100% предоплату, в дальнейшем возможно будет договориться на поэтапные платежи на стадии изготовления продукции и отгрузки товара. Также есть способ безотзывного аккредитива (Letter of credit), когда Вы производите оплату в обмен на копию морского коносамента (against Bill of Lading copy).
- Банковский счёт китайской компании. Банковский счёт должен быть открыт исключительно в материковом банке Китая (не в Гонконге), так как Гонконг является офшорной зоной и при возникновении споров и разногласий доказать легитимность сделки будет практически невозможно, так как платёж пойдёт в обход валютного контроля Китая.
3. Условия поставки товара в договоре, Инкотермс
Условия поставки товара в договоре определяются Incoterms 2010 - это международные правила, обеспечивающие толкования торговых терминов в области внешней торговли относительно места перехода ответственности от продавца к покупателю.
Остановимся на этом вопросе поподробнее.
Основные условия поставки, по которым работают китайские компании это FOB, CIF,
CFR, EXW.
Чаще всего компании в Китае работают на условиях FOB (Free on board) - это означает, что товар отгружается на судно покупателя силами продавца, но перевалку оплачивает покупатель.
Ответственность продавца снимается после перехода контейнера через поручни судна, после этого всю ответственность за груз несёт морская линия (морской агент), компания судовладелец сухогруза.
• Следующим условием поставки идёт по счёту CIF (англ. Cost, Insurance and Freight — стоимость, страхование и фрахт), это означает, что в цену товара, озвученную продавцом уже включена стоимость доставки до российского порта, а также включена страховка, это входит в обязанности продавца перед покупателем.
• Также существует условие поставки из Китая - CFR (англ. Cost and Freight — стоимость и фрахт). Условие поставки CFR означает, что продавец оплачивает доставку товара в порт, погрузку и фрахт судна, а также обеспечивает прохождение таможенных процедур при экспорте товара (в т.ч. оплачивает пошлины)
• Условия поставки EXW. Условие EXW означает, что вы должны будете своими силами и за свой счёт найти и организовать подачу транспорта на склад продавца, после подачи транспорта, поставщик затаривает товар в ТС и его доставляют до терминала порта отгрузки в Китае. В этом случае ответственность с продавца снимается после затарки груза в транспортное средство, оплата экспортных пошлин ложится на плечи покупателя.
4. Какие существуют способы расчёта за товар с китайским продавцом?
Основным способом оплаты, если осуществляется закупка оптовой партии товара, является банковский международный валютный перевод с банковского счёта российской компании на иностранный счёт банка китайского продавца. Платежи осуществляются в долларах США с конвертацией по курсу ЦБ на день оплаты. Также есть компании, которые предлагают данный сервис.
В случае покупки небольшой партии товара можно использовать платёжные средства PayPal, Western Union либо Money Gram.
5. Как формируется ценовое предложение на товар у китайского поставщика?
Ценовое предложение зависит по большей части от количества товара, который вы планируете закупать, соответственно, чем больше закупка, тем дешевле. Также, с продавцом можно поторговаться, этим вы его ни в коем случае не обидите, китайцы относятся к этому вполне адекватно. И, конечно же, в Китае существует множество фабрик с разными видами продукции и разным качеством. Чтобы выбрать наиболее качественный товар, который соответствует вашим потребностям (без поездки в Китай) всегда следует запрашивать образцы продукции.
6. Способы доставки из Китая
Способов доставки из Китая в Россию оптом достаточно много, всё зависит от типа груза и его характеристик – веса, габаритов упаковки (объём в м3), стоимости груза, а также от ваших предпочтений по сроку транзитного времени доставки.
Приведём примеры:
• Дорогой груз (электроника), возьмём вес 30кг, небольшого объёма, менее 0,1м3 будет выгоднее и быстрее доставить самолётом.
• Недорогой груз весом от 500 кг будет выгоднее доставить из Китая морем в составе сборного контейнера, например с доставкой в порт г. Санкт-Петербурга, это означает, что ваш груз будет погружен в контейнере вместе с грузами других российских покупателей.
• Объёмный груз от 5м3 выгоднее будет привезти морем в целом 20 футовом или 40 футовом контейнере.
• Достаточно дорогой и объёмный груз можно доставить из Китая в Россию автотранспортом.
Таких примеров можно привести множество, и, чтобы точно определиться со способом транспортировки, необходимо сделать запрос в транспортную компанию ,которая проанализирует информацию по типу и характеристикам груза и сообщит Вам какой вариант будет наиболее оптимальным по транзитному времени доставки и стоимости.
7. Сроки доставки из Китая.
Сроки доставки из Китая могут варьироваться от одного до 50 дней в зависимости от выбора вида транспорта, а также от конечного региона доставки в РФ.
• Сроки доставки из Китая самолётом (авиа) составят порядка 1-3 дней. Можно подобрать прямой рейс, в этом случае груз из китайского аэропорта в российский доставят за 1 день. Транзитное время доставки составит 2-3 дня, если рейс стыковочный.
• Доставка из Китая целым контейнером или в составе сборного контейнера составляет порядка 45-50 дней, в зависимости от удалённости конечного региона доставки в РФ, а также от основных российских портов прибытия контейнеровоза - порт Санкт-Петербурга, порт Владивостока, порт Новороссийска…и т.д. Например, срок доставки контейнера до порта Санкт-Петербурга составляет 42-45 дней, срок доставки контейнера до порта Владивосток занимает 30-35 дней. Если конечный пункт доставки контейнера - Центральная часть России, то контейнер из Владивостока отправляют железной дорогой, это ещё около 10 дней.
• Контейнерная или сборная доставка из Китая железной дорогой через Республику Беларусь с последующей доставкой в города России. Сроки доставки составляют 25-28 дней.
• Сроки доставки автотранспортом из Китая в Россию через Забайкальск составляют порядка 25 дней.
8. Какие трудности ожидать при прохождении таможни в РФ?
При прохождении таможни в РФ к каждому участнику внешнеэкономической деятельности у таможенных органов может возникнуть ряд вопросов касающихся импортируемого груза. В таможенной системе существуют определённые риски, при срабатывании которых контейнер в порту отправляют на досмотр (досмотровый риск), также таможенные органы могут усомниться в реальной стоимости груза (декларирование заниженной инвойсовой стоимости), в этом случае, по усмотрению таможни, возможна коррекция стоимости.
Для верного декларирования товаров на таможне РФ, а также во избежание срабатывания рисков, которые приведут к дополнительным расходам необходимо обратиться к таможенному брокеру (представителю), чтобы минимизировать возможные дополнительные вопросы и издержки.
9. Гарантии целостности перевозимого груза и контроль отгрузки товара в Китае
Гарантия целостности груза при транспортировке зависит в основном от качества упаковочных материалов. Также важным моментом является затарка груза в контейнер, в случае неправильного расположения грузовых мест в контейнере коробки и их содержимое могут повредиться.
Существуют обязательные требования, которые необходимо соблюдать при затарке универсального контейнера:
-Тару можно загружать до установленной массы брутто минус масса самого модуля. Превышение допускается не более чем на 50 кг.
- Регламент для одного места для среднетоннажного приспособления составляет 1 т, для крупнотоннажного – 1,5 т; нагрузка на 1 см2, для первого типа тары – 0,5 кгс, второго – 1,0 кгс. При необходимости превышения нормы удельной нагрузки груз устанавливается либо на стандартный паллет, либо на подкладки, имеющие соответствующие опорные поверхности.
- Нагрузка по площади пола должна быть распределена равномерно.
Также есть ряд правил, регламентирующих закрепление грузов в контейнерах:
- Грузы в таре размещают так, чтобы они были лишены возможности перемещаться и оказывать давление на двери контейнера, для чего между ними обычно оставляют дистанцию в несколько сантиметров.
- Прибивать гвоздями или скобами к полу сам груз или приспособления для его фиксации не допускается. Для крепления содержимого контейнера используют упорные бруски, распорные дощатые рамки, ограничительные щиты, устанавливаемые в дверном проеме.
- Единицы груза различного типа фиксируются отдельно.
- В одной половине модуля не допустимо размещать более 60% содержимого, поскольку при перемещении подъемной техникой таре необходимо обеспечить устойчивое горизонтальное положение.
- Тяжелые предметы не разрешается укладывать на легкие.
- После загрузки тары двери закрывают, запирают, пломбируют в соответствии с установленными правилами.
Во избежание несоблюдения поставщиком установленных норм погрузки для минимизации рисков повреждения груза в пути, мы рекомендуем нанять независимого инспектора – сюрвейера.
Он проведёт контроль готовой продукции до момента погрузки товара в контейнер, сверит соответствие погрузочных мест, проверит качество упаковки, а также проследит безопасность затарки.
10. Как выбрать компанию для доставки и растаможки груза из Китая?
При выборе партнёра по доставке и растаможке груза из Китая следует обратить внимание на то, какой спектр услуг оказывает выбранная вами компания.
Например, если вы обратитесь напрямую в офис судоходной морской линии, для осуществления доставки контейнера из Китая в Россию, то вы получите только сервис по морской доставке (морской фрахт), дополнительно вам необходимо будет найти таможенного брокера, который растаможит ваш груз в России. Также, с большой долей вероятности ценовое предложение морской линии будет выше, чем у таможенных брокеров и транспортно-экспедиционных компаний, так как эти компании дают в работу достаточно большой поток контейнерных перевозок морской линии, за счёт объёма у экспедиторов и брокеров действуют индивидуальные условия и скидки.
Существует мнение, что все яйца в одну корзину класть не следует, но это правило не распространяется на компании таможенных брокеров. Таможенные брокеры имеют контракты с проверенными годами иностранными и российскими партнёрами для качественного оказания комплекса услуг по логистике и таможенному оформлению от «а» до «я».
Хотелось бы также предостеречь Вас при выборе партнёра для перевозки и таможенного оформления. По практике, крупные компании – гиганты рынка, недостаточно внимательно относятся к своим клиентам, существует множество негативных отзывов касательно их работы, одной из основных жалоб является «застревание груза на таможне», а также невозможность урегулирования спорных ситуаций с таможенными органами. После такого ответа вы будете вынуждены решать все проблемы самостоятельно и нести большие материальные издержки.
Все вышеперечисленные ситуации происходят в связи с тем, что «конвейерные» компании ориентированы не на качество, а на количество.
Поэтому не всегда всем знакомые имена компаний, которые на слуху оправдывают ожидания своих клиентов.
Если у вас есть дополнительные вопросы, касательно доставки и таможенного оформления грузов из Китая, просим вас обращаться по указанному на нашем сайте телефону или писать письма на электронную почту.
Автор статьи Алексей Тяпкин.
При использовании материалов сайта ссылка на SITE обязательна.